Известно, что крысы всегда предпочитают пить слабый 0,9% раствор соли, нежели чистую воду (Ваге J. K-, 1949), причем этот феномен наблюдается и в том случае, если они получают полноценную в отношении содержания поваренной соли диету. Дефицит соли после удаления надпочечников увеличивает потребность в ней, а следовательно, и предпочтение пить солевые растворы, что согласуется с теорией редукции влечений. Однако это не объясняет, почему в случае получения полноценной диеты у крыс сохраняется влечение к солевым растворам.
Еще в 1950 г. F. D. Sheffield, F. В. Roby показали, что крысы, находясь в Т-образном лабиринте, предпочитали пить 0,13% раствор сахарина. Кривая обучения при этом имела тот же вид, что и при пищевом подкреплении. Позднее (1954) они обнаружили, что раствор сахарина оказался более сильным подкрепляющим фактором, чем менее сладкий раствор виноградного сахара.
Создается впечатление, что ощущение сладкого само по себе обладает сильными подкрепляющими свойствами. С другой стороны, крысы, получавшие сахарин, съедают впоследствии меньше корма, чем крысы, не получавшие сахарин. Это может указывать на некоторую редукцию влечения при действии сладких, хотя и непитательных, агентов. М. P. Smith, P. J. Сарretta (1956) ссылаются на факты повышенной резистентности к инсулину мышей, получавших сахарин, что также может свидетельствовать о влиянии сахарина на метаболизм сахара, а возможно, и на чувство голода.
Авторы нашли, что подкрепляющие свойства сахарина и глюкозы проявляются по-разному у голодных и сытых крыс. Голодные крысы предпочитают употреблять растворы глюкозы, хотя подкрепляющие свойства сахарина при этом полностью не утрачиваются, несмотря на 15-часовой период угасания условной реакции. Следовательно, сахарин и другие вкусовые раздражители обладают «первичными» подкрепляющими свойствами, которые проявляются и в отсутствие редукции соответствующих влечений.
Хорошо изучены и не вызывают сомнений подкрепляющие свойства «стимулов новизны». В своих экспериментах G. В. Kish (1955) обучал мышей нажимать на рычаг, включающий свет в помещении. Реакция усиливалась, если свет был сильным, и уменьшалась, если свет был слабым. К. С.
Montgomery (1954) помещал крыс в U-образный лабиринт, одно плечо которого заканчивалось тупиком, а другое имело выход в другой лабиринт. Крысы всегда предпочитали плечо, открывавшее доступ в новый лабиринт, и возможность обследовать его.
Крыс можно также обучить нажимать на рычаг, открывающий дверку в другое помещение, в котором они не получают никакого подкрепления, кроме возможности обследовать его. Еще более демонстративные результаты по изучению потребности в исследовании получены на обезьянах (Ладыгина-Коте Н. Н., 1935). Что же сближает столь разные формы подкрепления? Имеют они общий или хотя бы доминирующий механизм, который контролирует работу других, более специализированных механизмов?
В естественном поведении описанные типы подкрепления никогда не выступают изолированно, поэтому трудно решить, что при этом является доминирующим, а что вторичным, производным.
Для здорового и крепкого сна стоит купить ортопедические подушки. Приобрести их можно в интернет-магазине med-magazin.com.ua/cat_122.htm. В этом магазине представлено много товаров для здорового сна.
Автор: Альфира Аджанян