Одной из приоритетных задач государства считается обеспечение безопасному дорожному движению. Поэтому на законодательном уровне прописана необходимость проведения регулярных медосмотров водителей ТС (послерейса), занимающихся перевозкой пассажиров, а так же опасных грузов. Проведение подобных медицинских осмотров позволяет выявить:
• опасные факторы, влияющие на здоровье водителей;
• признаки наркотического и алкогольного опьянения;
• острые профзаболевания.
Как проходит послерейсовый медосмотр
Послерейсовый медосмотр всегда начинается со сбора анамнеза. Медработник должен собрать всю необходимую информацию о текущем самочувствии водителя, а также об имеющихся недомоганиях и жалобах. В обязанности медработника также входит проверка текущего состояния здоровья водителя. Данная проверка предусматривает измерение температуры и давления, а также визуальный осмотр кожи и внешнего вида водителя.
В процессе медосмотра особенное внимание удаляется показателям артериального давления. Если результат не будет соответствовать норме, проводится повторное исследование с интервалом в 20 минут. Если и повторное измерение покажет результат вне пределов нормы, медработник должен отстранить водителя от дальнейшего исполнения обязанностей и направить его на полноценный медицинский осмотр.
В ходе послерейсового осмотра особенное внимание уделяется и определению признаков токсикологического опьянения. При необходимости может быть использована инструментальная или лабораторная диагностика. В случае выявления визуальных признаков опьянения, медработник может назначить дополнительное исследование мочи на предмет наличия запрещенных веществ.
Результаты, полученные в ходе медицинского осмотра, являются основанием для вынесения решения о дальнейшем допуске или отстранении водителя от рабочих обязанностей.
Ответственность за нарушение
Учитывая, что необходимость проведения послерейсовых осмотров прописана на законодательном уровне, отсутствие медосмотра влечет за собой административное наказание в виде существенного денежного штрафа. Водитель может быть оштрафован на сумму до 1,5 тысяч, должностное лицо – до 3 тысяч, организация – до 50 тысяч рублей.
Если же медосмотр не проведен по вине водителя, то он должен быть отстранен от работы. Причем работодатель не обязан оплачивать период простоя в работе. Такое же наказание предусмотрено в том случае, если водитель появился на рабочем месте в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Результаты осмотра
Результаты проведенного послерейсового осмотра должны быть внесены в Журнал регистрации, в котором указывается наиболее важная информация о водителе:
• ФИО;
• дата когда проводится медосмотр;
• результат исследования;
• заключение.
Журналы предназначенные для регистрации послерейсовых медосмотров должны вестись в бумажном и электронном носителе. Во втором случае сведения в журналах заверяются посредством электронной печати.
Если в ходе осмотра не было выявлено никаких проблем, соответствующая информация указывается и на путевых листах. В противном случае водителю выдается справка для предъявления в медорганизации, в которой определят его способность выполнять трудовые обязанности. В медклинике также выявят признаки токсического опьянения.
Кому необходимо проходить послерейсовый осмотр
Послерейсовый медосмотр не является обязательным мероприятием для всех категорий водителей. Эта процедура считается обязательной только для водителей, которые задействованы в перевозке пассажиров или особо опасных грузов. Стоит добавить, что порядок проведения этих медосмотров практически ничем не отличается от предрейсовых осмотров. Единственное отличие заключается в необходимости фиксации результатов процедуры в Журнале регистрации.
Остается добавить, что послерейсовые осмотры водителей рекомендуется проводить в специализированных медицинских центрах, в которых есть все необходимое для проверки состояния здоровья водителей и определения признаков опьянения. Сотрудничество с медцентром позволит транспортным компаниям работать законно и без штрафов.