Продолжительное воздействие мелкодисперсных частиц транспортных выхлопов увеличивает риск развития атеросклероза, пришли к выводу ученые в своем новом исследовании, представленном на конгрессе EuroPRevent в 2013 году в Риме.
Это уже не первый раз, когда ученые говорят о связи между выхлопными газами и повышенным риском развития сердечных заболеваний. Предыдущее исследование на аналогичную тему, которое проводилось в Дании в 2012 году, показало, что шум транспорта также связан с возрастающим риском сердечных приступов.
Целью ученых было выяснить, что именно вызывает сердечные заболевания - шум или загрязнение, или же оба фактора. Возглавил исследование доктор Хаген Кэлш (Hagen Kдlsch) из Кардиологического в Эссене, Германия.
В исследовании приняли участие 4,814 человек. С помощью городских карт была установлена близость их проживания к дорогам и магистралям, а с помощью специальных тестов — уровень загрязнения воздуха мелкодисперсными частицами транспортных выхлопов.
С помощью компьютерной томографии ученые измерили кальцификацию стенок сосудов в грудной аорте и установили уровень развития атеросклероза у всех участников.
В ходе исследования было обнаружено, что близость проживания к крупнейшим дорогам с активным движением была связана с увеличенным уровнем аортального отверждения у 4,238 участников. Степень отверждения увеличивалась на 20.7% с увеличением количества загрязненных частиц на расстоянии от дороги в 2.4 микрометра и увеличивалась на 10% при 100-метровой близости проживания к дорогам.
Доктор Кэлш подтвердил, что оба фактора – и воздействие транспортных выхлопов, и дорожных шумов связано с развитием атеросклероза. Дорожные шумы и выхлопы увеличивают риск развития сердечнососудистых заболеваний, вызывая дисбаланс в вегетативной нервной системе.
Все воздушные загрязнители, включая угарный газ (CO), диоксид азота (NO2), диоксид серы (SO2) и твердые частицы (измеряемые как PM10) связаны с увеличенным риском сердечного приступа, за исключением озона (O3), заключают эксперты.
Чуть ранее, исследователи из Каролинского института в Стокгольме, Швеция, установили, что транспортное загрязнение особенно вредно для младенцев.